После первичного накопления побед и титулов российские футбольные клубы задумались о доме — о современных стадионах, на которых не стыдно было бы принимать матчи Лиги чемпионов. Пока большинство этих арен существует только в виртуальной реальности: к строительству планируется приступить только через несколько месяцев. Еженедельник «Футбол» отобрал главные спортивные стройки начала XXI века и убедился: если все пойдет по плану, в 2009 году Россия сможет реально претендовать на проведение одного из крупных футбольных турниров. ПО АЭРОДРОМУ... Видеокамера, установленная с прицелом как раз на то место Тушинского аэродрома, где через пару лет должен вырасти новый стадион «Спартака», вот уже месяц транслирует на интернет-сайт клуба изображение каких-то самолетов. Картина меняется редко: то одно воздушное судно, то их два, и где-то на горизонте неизменные огни большого города. Больше никаких признаков человеческой деятельности. Строительной — тоже. В спартаковском клубе по этому поводу не беспокоятся: с тех пор как удалось заручиться поддержкой Владимира Путина — письмо с высочайшей резолюцией показывали каждому желающему на презентации стадиона в офисе «ИФД Капи-талЪ» — и получить наконец участок московской земли, самая большая проблема строительства стадиона была решена. Конкретный проект уже готов (см. еженедельник «Футбол» № 44 от 3 ноября 2006 года), он включает в себя 35-тысячную футбольную арену, соединенную с манежем на 12 тысяч зрителей. Работы должны начаться уже весной. «Конкретное число будет зависеть от погоды, — уточняет генеральный директор «Спартака» Сергей Шавло. — Не исключено, сможем начать работы раньше запланированного срока. А завершить строительство мы планируем к середине 2009 года». В какую конкретно сумму обойдется акционерам клуба возведение арены, Сергей Шавло не знает: в «Спартаке» вообще избегают назвать конечную величину сметы проекта. По другим источникам, она плавает от 150 млн евро до 300 млн долларов. Однако гендиректор точно уверен, что в любом случае эти суммы не будут включены в бюджет клуба, «финансирование пойдет из других источников, и жизнедеятельность команды и ее транс-ферная политика не пострадают». Источники, впрочем, все те же. Основной акционер «Спартака» — вице-президент компании «ЛУКОЙЛ» Леонид Федун не скрывает, что именно он будет финансировать строительство стадиона. К нему болельщики «Спартака» и обратились с просьбой увеличить вместительность стадиона с 35 тысяч зрителей до 50 тысяч. В ответ Леонид Федун, сославшись на существующую динамику посещаемости матчей команды и нерентабельность более вместительного стадиона, предложил болельщикам выкупить 20 тысяч абонементов на грядущий сезон, пообещав в этом случае пересмотреть проект. Но пока с покупкой абонементов у спартаковцев не так чтобы хорошо: приобрели их менее трех тысяч человек, при том что стоят они от 2000 до 35 000 рублей на 15 матчей. Кроме того, фанатам предложено самим выбрать, голосованием, чьи имена будут но сить четыре трибуны стадиона: пока лидируют братья Старостины (все четверо претендуют на одну трибуну), Константин Бесков, Федор Черенков и Игорь Нетто. А вот название самой арены в «Спартаке», похоже, уже придумали: рабочий вариант — «Новый Колизей». «ТАРЕЛКА» С БЕЛО-СИНЕ-ГОЛУБОЙ КАЕМКОЙ Не менее звучное имя будет у нового стадиона «Зенита». Когда-нибудь, когда его построят, называться он станет «Газпром-арена». Но пока конструкторы чаще зовут его «Космический корабль», хотя со стороны он больше смахивает на летающую тарелку. Новая арена санкт-петербургского «Зенита» будет построена на территории стадиона имени СМ. Кирова, существующего с 1951 года и расположенного на Крестовском острове. Согласно предварительному технико-экономическому обоснованию стоимость реализации проекта составит 250 млн долларов. Был объявлен специальный конкурс. Из пяти представленных вариантов жюри, сопредседателями которого являются губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер, выбрало проект японской архитектурной мастерской Kisho Kurokawa architect & associates, предложившей максимально сохранить целый ряд элементов стадиона имени Кирова, а крышу новой арены сделать подвесной. Согласно замыслу японского архитектора Кишо Курокавы «Корабль» вместимостью более 62 тысяч мест приподнят на колоннах и снабжен раздвижной крышей размером 200x90, выполненной из полимерных материалов и оснащенной устройством, способным выдувать горячий воздух и растапливать снег. Каркас и перекрытия будут выполнены из монолитного железного бетона, а фасады — из закаленного стекла. Выглядеть это будет эффектно, но потребует внушительных средств на обслуживание. Трибуны стадиона планируется перекрыть куполом-козырьком, напоминающим парусник, опирающийся на восемь мачт. Натуральное травяное поле будет сделано так, что оно сможет выезжать за пределы арены, что позволит газону получать больше солнечных лучей и улучшит его качество. Табло арены (диодный экран) станет самым габаритным в мире. Несмотря на все эти дорогостоящие навороты, пока болельщикам «Зенита» их старый добрый «Петровский» ближе. Как в переносном, так и в прямом смысле: добираться до «Газпром-арены», которая находится на Крестовском острове, будет очень непросто. Вроде бы обещают построить новую станцию метро, но веры в это даже в клубе не много: строительство метрополитена в Санкт-Петербурге всегда было затруднено из-за тяжелого грунта. Японский архитектор Курокава, не знакомый с традициями посещения футбольных матчей в России, предложил отстроить паромные переправы, а также легкое монорельсовое метро. Но эти планы пока нуждаются в доработке. Для тех же, кто будет добираться до арены на машине, в проекте предусмотрена парковка почти на две тысячи мест — небывалая предусмотрительность' для страны, где до сих пор автомобили считаются предметом роскоши. Во всяком случае, на московском стадионе «Локомотив» внесенные в проект подземные парковки до сих пор не возведены. СОРВАННЫЕ БАШНИ Есть проблемы с размещением парковок и у стадиона ЦСКА, который планируется построить на Песчаной улице возле станции метро «Сокол» (см. верхний снимок на ). Именно по этой причине мэр Москвы Юрий Лужков на градостроительном совете раскритиковал проект армейского 30-тысячника. Градоначальнику, впрочем, больше всего не понравились офисные башни по краям прямоугольного стадиона. Многоэтажные здания — экономическая составляющая проекта, которой нет у других клубов, финансируемых крупными корпорациями. По каким-то своим эстетическим соображениям мэру башни не понравились, и сейчас в проекте одну из них «срезают» с 43 этажей до 30, убирают с нее вертолетную площадку и думают, где разместить парковки. Потому пока ЦСКА так и не собрался обнародовать свой так до сих пор и не утвержденный в мэрии проект, хотя закладку стадиона уже вроде бы планировали на декабрь 2006-го. Кроме прямоугольной формы с башнями по углам стадион ЦСКА будет отличать от всех остальных крутой наклон трибун: проектировщики рискуют тут нарушить ужесточающиеся в Европе правила безопасности, но другого выхода нет — участок, на котором должна уместиться арена, очень ограничен. Из-за этого поле на армейском стадионе будет приподнято — в ЦСКА хотят иметь естественный газон, а из-за трибун доступ к нему солнечных лучей будет затруднен. ХИМКИ «Химки», которые уже реконструируют свою арену «Новатор», проблемы с парковками решили радикально. Они в два яруса будут расположены под запасным, тренировочным, полем арены. Оно, кстати, будет естественным, в то время как основное — искусственным. Поскольку под одной из боковых трибун планируется построить небольшую гостиницу, а под другой — медицинский центр, существует вариант, при котором «Новатор» станет для «Химок» и базой. Кстати, стадион вместе с обликом, скорее всего, сменит и название. Вместимость химкинского стадиона составит 16 тысяч человек. В городе рассказывают, что первоначально арену хотели тысяч на десять-двенад-цать. Но подъехавший как-то на объект губернатор Московской области Борис Громов спросил, нельзя ли чуть побольше. Губернатора огорчать не стали и увеличили вместимость на четыре тысячи, включив в проект четвертую трибуну, строить которую раньше и не думали. Существуют планы, по которым на прилегающей к стадиону «Химок» территории будет создана крупная офисно-рекре-ационная зона. Но пока непонятно, будут ли строить яхт-клуб на берегу канала имени Москвы, а также две офисные башни. Финансирование проекта фактически идет из бюджета Московской области: еще три года назад было подписано некое совместное соглашение между администрацией района, правительством области и компанией «Аэрофлот», согласно которому работы должны были оплачиваться за счет налоговых поступлений, идущих в бюджет Подмосковья. КРЫЛЬЯ Также за счет областного бюджета начнут реконструкцию стадиона «Металлург» самарские «Крылья Советов». Сумма заявлена небольшая — 30 млн рублей, но внешний вид арены изменится кардинально. Прежде всего за счет сооружения вантовой кровли над трибунами. Козырьки, выполненные в виде своеобразных парусов, придадут стадиону современный вид, который, как и все построенные в советское время спортсооружения, хромает из-за слишком покатых трибун. Вместимость 30-тысячного стадиона будет увеличена до 40 тысяч за счет возведения Южной трибуны. Естественно, будут отремонтированы помещения под трибунами, и под одной из них (скорее, под Западной) планируется разместить офис клуба, под второй — инфраструктуру для болельщиков. «На проведение строительных работ потребуется года полтора, — очерчивает сроки реконструкции президент «Крыльев» Александр Барановский. — Но самое главное — все работы будут выполняться таким образом, что ни одна домашняя игра «Крыльев» не будет перенесена со стадиона». Вместе с тем в планах Барановского и клуба — строительство нового футбольного стадиона. ПЕТРОВСКИЙ ПАРК СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА В планах московского «Динамо» возведение арены значится уже больше десяти лет. Первый проект реконструкции арены в Петровском парке был создан еще в 1996 году и чем-то напоминал нынешний армейский — с башнями по углам. По тем ценам новый стадион обошелся бы в разы дешевле, чем сейчас, и к нынешнему году уже бы окупился. Однако разрешение на реконструкцию было получено совсем недавно. За эти годы планреконструкции менялся неоднократно. Вначале планировалось футбольный стадион перенести на Малую спортивную арену, увеличив ее вместимость до 45 тысяч зрителей, а Большую — целиком перестроить под торговый центр с подземными парковками и небольшим тренировочным полем на крыше. Но, после того как фасад стадиона был признан объектом, представляющим историческую ценность, от столь радикальной перестройки отказались. Согласно нынешнему проекту, который до прихода инвесторов не разглашается, стены Большой спортивной арены останутся на месте, но внутри них будет построен, по сути, новый стадион, поле на котором повернут на 90 градусов, — проектировщики утверждают, что таковы требования ФИФА и УЕФА. Хотя ни в одном регламентирующем документе этих организаций расположение газона к сторонам света не прописано. Кроме того, последний проект затрагивает территорию всего Петровского парка, предусматривает возведение гостиничного комплекса, реконструкцию бассейна, строительство многофункционального спорткомплекса на месте Малой арены, в котором будет и каток. Стоимость его реализации оценивается примерно в 400 млн евро. ВЫХОД К МОРЮ В разработке есть еще несколько проектов, имеющих шанс на осуществление. Прежде всего это так называемый стадион Российского футбольного союза, который планировалось разместить в районе станции метро «Ботанический сад». Однако сейчас нет уверенности, что этот проект будет все-таки воплощен в реальность. Несколько лет назад РФС, устав платить за аренду стадионов клубам, решил построить собственную арену минимум на 50 тысяч зрителей. Инвестором собиралась выступить «Национальная академия футбола», основателем которой является Роман Абрамович. Правительство Москвы выделило участок земли, обремененный, правда, множеством временных строений. В итоге трудности по «очистке земли» оказались настолько велики, что в РФС и НАФ сейчас всерьез задумались, не свернуть ли проект: стадионов в Москве к 2009 году, похоже, будет с избытком. В крайнем случае можно будет использовать 80-тысячные «Лужники». Например, в этом году в «Лужниках» специально к матчу со сборной Англии планируется уложить естественный газон. Вся процедура должна обойтись в 200 тысяч долларов, к тому же она станет своеобразной репетицией к финалу Лиги чемпионов-2008, который также состоится в «Лужниках». Со временем сборная России может обзавестись своим стадионом даже в Сочи. В рамках подготовки к зимней Олимпиаде 2014 года в Сочи запланировано возведение 40-тысячной арены. Если Россия получит зимние Игры, то на этом стадионе состоится церемония их открытия, а после окончания Олимпиады он станет базой для сборной России на Черноморском побережье, где можно будет проводить и матчи еврокубков весенней стадии. Саму арену проектировщики называют «Яйцо Фаберже». Ее уникальность в том, что стены и козырек над трибунами выполнены из металлических конструкций и стекла. У арены фактически отсутствует Северная трибуна. На этом месте будет расположена чаша с олимпийским факелом, а после Игр, по задумке архитекторов, должен открываться превосходный вид на горы. И если стадион в Сочи действительно будет построен, то это будет самая роскошная арена для клуба второго дивизиона. peski.ru
|